fbpx
ТрэвКейв
Первый в Рунете портал, объединяющий номадов по всему миру 🌎

Мы о путешествиях, о городах, о работе на удаленке. TravCave - это место, где каждый сможет стать блогером и рассказать свою историю.

ГлавнаяСтатьиТокио – окно в 3022 год

Токио – окно в 3022 год

618 0

«КАК ВЫ ВСЕ ТУТ ЖИВЁТЕ?»

Эта мысль надоедливо высверливала мой мозг в течение всей двухнедельной поездки в Японию. Здесь передовые технологии, робототехника соседствует с некоторой бытовой примитивностью и даже многовековой архаичностью в некоторых вопросах, бетонные блоки «разрезаются» затейливыми садами и парками, поголовная скромность и закрытость местных жителей соседствует с такими «клубничными» заведениями, от которых покраснеет даже прожжённый житель Амстердама. Это Япония – страна-парадокс, улетевшая от нас куда-то на тысячелетие вперёд (ментально и технологически). И апогеем всего этого является город Токио. Давайте, про него подробно вам и расскажу.

Для начала важное уточнение – естественно, так далеко из-за того же ковида российскому путешественнику добраться архисложно. Мне удалось слетать в Японию в сентябре 2019-го. Я постарался «обновить» многие данные (в том числе, по стоимости товаров и услуг). Однако держите всё равно данный факт в уме.

Итак, как для начала добраться? На самом деле, хоть Япония и далековато от нас (более 7500 км), однако с транспортной точки зрения всё тип-топ (по крайней мере было). Есть прямые рейсы из Москвы в Токио. Можно и с пересадкой через Иркутск, Новосибирск или Владивосток. У меня в 2019 году прямые билеты с багажом до 23 кг стоили 47 000 рублей (туда-обратно).

Лететь приличные 8-9 часов. Однако на огромных Боингах японской JAL (Japan Airlines) такой долгий маршрут «пережить» не так уж и сложно. Для меня всегда важно, чтобы добротно покормили. Так вот на фото – один из приёмов пищи (всего их было 3). Здесь и салаты, и горячее, и десерт, и даже алкоголь. Стюардессы максимально услужливые. Кресла комфортные. Выдают пледы. А в туалетных комнатах – индивидуальные средства гигиены (зубная паста, щетка). Кра-со-та!

Приземлился, и тут же ещё одна приятность – практичные японские сотрудники перед выходом аккуратно выкладывают весь багаж. Да, вы не ослышались. Не надо ждать и вылавливать чемодан с ненавистной ленты. Всё сделали за вас. Мелочь, а безумно приятно. Я такого нигде (если честно) больше не встречал. К слову, добираться из главного аэропорта Нарита на скоростном аэроэкспрессе примерно час. Так долго, потому что расстояние до центра Токио около 70-80 км. Стоит поездка около 700-900 наших рубликов.

С первых же мгновений Токио погружает в свою ни с чем не сравнимую атмосферу. 


Если вы думаете, что Москва, Стамбул или Лондон – это огромные и шумные города, то вы перестанете так считать, прикоснувшись к японской столице. Токио вместе с агломерацией – это почти 38 миллионов человек. Ребят, 38! Нескончаемые потоки автомобилей, людей – отличительная черта города. Прочувствовать себя маленькой песчинкой в огромном «человейнике» можно в районе Сибуя. Здесь буквально кипит жизнь. 

И как олицетворение всего азиатского хаоса – знаменитый перекрёсток 7 дорог (официально самый оживленный в мире). За один светофорный цикл в 180 секунд его пересекают 2500 человек. А в день от 500 000 до 2,5 миллионов. Жесть!


Но вот парадокс, Токио – это про «упорядоченный хаос».

Но вот парадокс, Токио – это про «упорядоченный хаос». Здесь не кричат друга на друга через всю улицу, не сигналят автомобили. Все идут спокойно, ровной шеренгой, каждый – в своих мыслях. Как говорится, красота среди идущих. Да и, кроме того, уж очень сильно завораживают огни города. Всевозможные колоритные вывески быстро помогают забыть о толпе людей и восторженно, чуть ли не с открытым ртом всё разглядывать. Токио – это своеобразный Нью-Йорк, со своим ощутимым азиатским колоритом. Районы Сибуя и Гиндза с заходом солнца с головой уносят тебя в сказку. Кажется, что ты либо спишь, либо смотришь фильм. И совсем не хочется, чтобы это кино дошло до титров…

Но Токио не был бы собой, если бы вместе с визуальным восторгом не привносил ещё и «фунт» бытовых трудностей. Начнём с того, что это город без четкого плана. Или даже правильнее сказать – со своей, не всегда уловимой логикой. Токио изобилует «анонимными» улицами и хаотично пронумерованными домами. Вот вы наверняка привыкли, что с одной стороны чётные дома, с другой – нечётные. Забудьте. Здесь номер отражает последовательность застройки отдельного района. Между первым построенным зданием и вторым вполне может быть расстояние в несколько кварталов. Зато бок о бок с 13-м домом какой-нибудь 46-й или 5-й – это норма. Так что далеко не случайно, что для удобства многие заведения, музеи (без шуток) раздают у метро рекламные листовки со схемами и подробными объяснениями, как до них добраться. И эта «фишка» приходит на помощь не только туристам, но и местным. Они тоже регулярно плутают в хитросплетениях своего родного города. Сам наблюдал это не один раз. К слову, я для того, чтобы ориентироваться в городе, запоминал броские вывески заведений, цветастые вендинговые автоматы или другие городские точки притяжения (памятники, парки). «Вот мой отель, он напротив выхода из метро, и тут же рядом магазин с покемонами», – так обычно я общался со своим внутренним навигатором. Ну, чем не вариант?

Если же совсем «припрёт», то спасает общение с местными. Японцы сносно знают английский. Они помогут, объяснят – хоть по-английски, хоть с помощью жестов. Пару раз меня вообще чуть ли не за ручку довели до нужного места. Сомнений в максимальной отзывчивости и старательности японцев у меня после этой поездки не было совсем. А вообще лучше скачать навигатор, который и офлайн сможет вас в случае чего выручить. И если что, в транспорте почти везде есть Wi-Fi. 

К слову, есть и неочевидные плюсы в судорожном плутании по Токио в поисках нужного кафе, отеля или музея. Когда в очередной раз поворачиваешь не туда, то с большой долей вероятности оказываешься в безумно колоритном переулке, «кармашке». За первые два дня мною было сделано столько крутых снимков! И ни на одном из них не оказалось раскрученных туристических мест из списка топ-10. Нет! На моих фотографиях сияли фешенебельные, ультрамодные, европейские я бы даже сказал улочки Гиндзы или Одайба. Немного деревенские, чисто азиатские – в Асакусе или Тюо. Что их всех объединяет, так это камерность, самобытность, аутентичность. В каждый двор, небольшой проспект погружаешься с головой. Ощущаешь его настроение – днём оно одно, а вечером совсем другое. Здесь приятно ходить, наблюдать азиатский быт и с улыбкой отмечать, какие же они (японцы) всё-таки инопланетные. 

Небольшое лирическое отступление о японцах. Помимо того, что они очень своеобразные с культурной, социальной точки зрения ребята, так ещё и весьма закрытые. На первых порах кажется, что эмоции – это не про них. Их лица – маски. В манерах, жестах наблюдается робость, неловкость, смятение. Они не смотрят в глаза, избегают прямого контакта. Таков менталитет. Сам их язык – плавный, тональный, певучий. И общение у них такое же. Я был в трёх разных японских префектурах. И могу сказать, что некоторые исключения всё-таки есть. Самая запоминающаяся моя встреча с местными случилась в городе Никко. То ли потому, что город небольшой и человек с камерой выглядит, словно герой из вселенной Marvel. То ли, в целом, здесь в меньшей степени все погружены в глобальные проблемы (в отличие от жителей огромного Токио). Однако в Никко местные жители сами искали повод пообщаться со мной. Шумным «словесным поединком» закончилась моя встреча с японскими школьниками. На лицо неподдельная любознательность и более «европейское» что ли воспитание. «ЮЧУБА» – это у них YOUTUBE так называется и вообще любой человек из онлайн-мира – блогер, оператор и так далее. Этой фразой они меня встретили, и ей же провожали. В общем, для местной школоты я был большой усатый нянь «ючуба». Звучит и забавно, и одновременно устрашающе. 


Между прочим, японцы – чертовски стильные товарищи. Прогулка по Токио (особенно по районам Сибуя, Гиндза или Омотэсандо) ей богу напоминает выход на подиум. Столько модников, стиляг вокруг. Единообразия в «прикиде» у японцев нет. Кажется, все наряжаются, «кто во что горазд». Но также, как и в архитектуре, искусстве или быту они умудряются достигать главного – гармонии. Всё выглядит к месту и даже утончённо (хотя и не у всех). Если попытаться найти «общий знаменатель» (побуду немного Эвелиной Хромченко), то для мужчин – это брюки-клёш (преимущественно светлые), шляпы (каждый второй их носит), классические ботинки. В метро натыкаешься вообще на одних клерков в строгих нарядах. 

Для женщин – светлые лёгкие блузки, тоже брюки или длинные, почти до пола юбки. Вместо каблуков – тапки или кроссовки. «High heels» – это не про азиаток, видимо. Наряжаются здесь и в местные национальные одеяния – кимоно (длинный халат с широкими рукавами и поясом), юката (осовремененный и менее вычурный вариант кимоно), хакама (мужские просторные штаны, которые больше напоминают юбку). И, конечно, гэта – деревянные сланцы на высокой (9-11 см) колодке. Цокот от них разносится по всей округе. Здравствуй, конюшня. Национальные наряды носят на пятничные встречи или по каким-нибудь крупным праздникам. Считать, что все японцы «закутаны» в кимоно с длинными катанами наперевес – ещё одно наше дурацкое заблуждение. 

К слову, дети больше, как мне кажется, «впитали» европейский стиль. Однако школьная форма поразительно отличается от всего того, что мы привыкли видеть. Мальчики напоминают участников программы «Джунгли зовут», а девочки словно прямиком из мультфильма «Сейлор Мун».

Насколько «инопланетные» японцы сами по себе – настолько внеземное у них жильё. Здесь в тренде максимальная компактность, приземистость, аккуратность. Оно и понятно, с такой жуткой плотностью населения особенно не разгуляешься. Так что неудивительно, что именно из японской столицы прилетел тренд на капсульные отели. 

В одном из них в районе Акихабара я несколько дней жил (на большее меня откровенно не хватило). По нынешнему курсу одно спальное место в этих многоярусных «сотах» стоит 1500-1700 рублей (завтрак входит в стоимость). Да, что касается проживания и транспорта – в Токио довольно дорого. Полноценные же отельные номера начинаются в среднем от 4500-5000 рублей. 

По поводу ощущений, в каждой «капсульной» комнате примерно 8 спальных мест. Каждое место (слава богу) не напоминало барокамеру или аппарат для МРТ. Пространство было. Плечами стенки не задевал (головой тоже не бился). Есть своё индивидуальное освещение и шторка. В общем – просто, бюджетно и доступно.

Кстати, именно в капсульном отеле со мной случился небольшой казус. Я схлестнулся не на жизнь, а на смерть с местным унитазом. Не шучу, эта адская машина с кучей кнопок натурально взорвала мой мозг.


Наконец, «вишенкой» на торте под названием «Странный японский быт» является метро. Великое. Токийское. Метро. Я не буду вас пугать, называя его лабиринтом Минотавра. Просто назову несколько рандомных фактов. А вы уже сами решите – так ли ужасна токийская подземка. Во-первых, тут куча веток, станций (всего более 285). Это где-то на 50 больше, чем в той же Москве. Хотя в «белокаменной» по ощущениям станции «плодятся почкованием». Много станций – получается, выходов в город, турникетов и прочего-прочего здесь (в Токио) также много. Конечно, стоит признать, что японцы со всей щепетильностью и ответственностью относятся к навигации и информированию. Но их «путеводные звезды» (даже на английском языке) понятны не всегда. Простой пример – в Токио 13 линий метро. У каждой – своя буква. Кроме того, станции имеют свой порядковый номер. В итоге вы вынуждены регулярно вслушиваться в шифр, от которого худо становится не только гуманитариям: «Next station J-B-32». Что? Какой «джей»? Какое «32»? Дичь! 


Зональной системой вряд ли кого-то сейчас удивишь, она действует во многих городах Европы. Но в Токио прям сильно из-за этого отличается ценник. Центральная зона метро стоит примерно 170 японских йен (или примерно 70 рублей). А вот, если понадобится уехать подальше (а многие достопримечательности как раз расположены далековато от центра города), то стоимость подскочит до 250 или даже 300 йен (100-120 рублей). Такое себе. К слову, подземка в Токио – одна из самых загруженных в мире. В день (только вдумайтесь!) этот вид транспорта используют почти 10 млн человек. В день! В час пик сюда лучше не соваться. Давки нет (японцы выстраиваются четкими шеренгами, как обычно), но «поток клерков» в 5-6 вечера – явно не то, с чем хочется столкнуться. И, да, здесь есть сотрудники метрополитена, которые помогают «втиснуться» в час пик в вагон. Товарищей, которые «утрамбовывают» людей в вагоны, называют «осия». Почти за полмесяца я их, правда, встретил раза 2-3. В вагонах, между прочим, не рекомендуется пользоваться телефоном. Не по этикету. При этом спать, развалившись в конце рабочего дня почти на всю длину сиденья – no problem. Я же говорю – странные они. Из приятного – Wi-Fi, как я уже упомянул, есть практически везде (и в вагонах, и на платформе станций, и в магазинчиках в переходах). Также большинство станций оборудованы фонтанчиками с питьевой водой. Молодцы. Пять с плюсом!

Так куда же можно отправиться на этом чудо-метро? Токио предлагает россыпь разных красивых мест. Фоткать – не перефоткать. Прочувствовать пульс многомиллионного японского города можно в районе Сибуя. Про самый загруженный перекресток я уже рассказал. Но именно в Сибуя находится другая must see точка – это памятник легендарному пёселю Хатико (кстати японцы говорят «хаЧико»; знаю, для наших реалий это звучит странно и немного комично, но всё же). Монумент находится аккурат у станции метро –на том месте, где реальный пёс ждал своего хозяина.

За узнаваемыми азиатскими архитектурным образами – в районе Асакуса. Здесь располагаются колоритные театры, кафешки, каждая улочка – услада для глаз, всюду снуют велорикши и девушки в цветастых кимоно. Колоритище! Но самое главное – древние ворота Каминаримон и потрясающий храм Сэнсо-дзи с прудом и небольшим парком. Красота неописуемая. Правда, Асакуса – максимально популярное место, поэтому будьте готовы к толпе.


Попробовать на зубок «технологическую изюминку» можно в районе Одайба. Это небольшой остров в черте города, в котором «обитает» творчество и фантастический креатив. Здесь, например, «слепили» свою Статую Свободы. 

Эта точная, пусть и сильно уменьшенная (в 4 раза) копия «главного символа США» появилась в 1998 году. А мы ещё думали, что китайцы – мастера подделок 100-го уровня. Ладно, шучу. По факту, копию Statue of Liberty соорудили в рекламных и туристических целях. На постройку монумента «свою копеечку» вложили компании, здания которых красуются на заднем фоне, за статуей. Ну а что, все фоткаются, видео снимают – чем не реклама? Помимо Статуи Свободы здесь есть прекрасный Радужный мост. Во время национальных праздников он, действительно, превращается в настоящую радугу. Я, увы, свидетелем этому не был, но с уверенностью заявляю – и в обычные дни (точнее вечера) он выглядит весьма симпатично.

Здесь же в огромном технопарке установлен гигантский робот. Он сам по себе магнит для туристов, так ещё и прекрасно рекламирует экспоцентр, в который заглянуть следует однозначно.

По сути, это комплекс из разных павильонов, которые объединены одной тематикой. Есть выставочный центр Toyota MEGA WEB – огромный ангар, который превратили в демонстрационные залы. Вход бесплатный. Каждый «луноход» можно потрогать, погладить, сесть внутрь, сфотографировать. Вот некоторые модели, которые «прилетели» к нам будто бы из 31-го века, а на самом деле на них японцы планируют разъезжать в ближайшие 5-10 лет.

Васильково-голубой концепт Toyota Rhombus – таким японцы видят экологичный, вместительный семейный электрокар. Трёхместный. Двери-купе. Внутри водительское кресло-капсула – оооочень комфортное, ты в нём буквально утопаешь. Не понимаю, как там не уснуть, ну да ладно. А вот пассажирские места менее удобные и расположены, как в маршрутке. «Турбины» спереди и сзади автомобиля – пушка. Выглядит, как огромный «злобный смайлик».

А вот серия Toyota Concept-i series. На четверых. Тоже электрокар. Заряда хватает на 300 км пути. Вот в них ты точно ощущаешь себя героем «Star Wars» или «Star Trek». Всяких кнопок, рычажков так много, что я боюсь, «мануал» книжка для подобных тачек будет толще «Войны и мира». И таких технических «приколюх» в выставочном центре очень много. Можно легко «потеряться» на день.  

Есть ещё павильон с робототехникой. Мы уже давно считаем, что в Японии роботы гуляю по городу. И это, в принципе, не так далеко от истины. Есть маленькие экземпляры, которые применяются в социальных учреждениях. Но это пока «цветочки». Ягодки находятся как раз в местном Экспо. Тут ты 100% переносишься в 31-й или 32-й век. Челюсть отвисает с первых же минут.

В поисках глянца и чуть более «европеизированной» картинки однозначно стоит приехать в модный район Омотэсандо. Яркие вывески брендов. Шикарные машины. Модные заведения и торговые центры. А главное – именно тут можно сделать самые необычные снимки себя любимого. Здесь есть торговый центр, которой носит невзрачное и слишком простое, даже чем-то разочаровывающее название Tokyo Plaza. Правда, вход-калейдоскоп с лихвой «реабилитирует» это здание. Подойдя к нему, сразу же впадаешь в ступор – десятки отражений, и все они будто бы существуют в реальности. Я видел, как люди по минут 15-20 стояли с открытым ртом и с восторгом «глазели» на оригинальное архитектурное сооружение. Если честно, особо не интересовало меня, что там внутри – ну, бутики, дорогие бренды. Что тут удивительного. А вот «парадная», действительно, заслуживала внимание. В итоге, наверное, час ездил по эскалатору вверх-вниз ради красивых фоток и видео. При этом не я один так поступил.

Если же наскучит суматоха, то нереальные по своей атмосферности и камерности парки точно для вас. Я посетил три-четыре основных, и ни один меня не разочаровал. Интересная деталь – в Токио городские парки платные. Большинство. И дело не в наличии аттракционов или какой-то эксклюзивности. Просто такие правила. Логика японцев: «мы вам облагородили территорию, всё аккуратненько постригли, привели в порядок – так что платите». Цена, кстати, нормальная – 200-300 йен (80-150 рублей). Как бы то ни было, парки в Токио потрясающие. За дзеном, гармонией, открытием третьего глаза, вдохновением и просто методичным, приятным времяпрепровождением сюда и только сюда.

Сад Рикугиэн или «сад шести поэм», парк Уэно, парк Хамарикю – настоящие цветущие оазисы. Большинство из них когда-то были охотничьими угодьями легендарных сёгунов. Аккуратные японские деревца, каменные фонари, деревянные чайные домики, арочные мостики. В сочетании, на первый взгляд, рядовых деталей японцы умудряются находить какое-то притягательное начало, которое не отпускает. Парки настолько выверены в своей красоте и гармоничности каждого элемента, что даже диву даёшься. Всё к месту, всё отлично сочетается. Настоящая токийская магия – не иначе. Известный журналист Всеволод Овчинников в книге «Сакура и дуб» отлично подметил: «Японец даже в городе остаётся чутким к природе. Ему присуще стремление жить в согласии с ней. Местные архитекторы возводят свои постройки так, чтобы они гармонировали с ландшафтом. <…> Стремление к гармонии с природой, пожалуй, главная японская черта. Японцы не диктуют свою волю материалу, а лишь выявляют заложенную изначально в нём красоту». Подписываюсь под каждым словом. Ощущение полного единения с окружением – это японцы научились «воспроизводить», наверное, лучше всех. 

Но одной гармонией сыт не будешь. А вот о «вкусах Токио» я расскажу уже в следующей части. Чуть позже. Не пропустите …

 

Комментарии 0
Ташкент
Всем привет. Меня зовут Иван и я веду канал на YouTube "Забугорье" с нетривиальными видеопутешествиями, запоминающимися городскими зарисовками и интервью с иностранцами со всего мира.


    Привет! Я из Питера и
    расскажу тебе о городе

    Знаю много мест в Риме —
    заходи ко мне в профиль
    оставайтесь
    с нами
    и узнавайте новое
    Но сплочённость команды профессионалов
    говорит о возможностях направлений.
    Нажимая кнопку “Подписаться”, я соглашаюсь с условиями
    политики конфиденциальности